Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: Ц Ц Ц Изображения: Вкл Выкл
Министерство здравоохранения
Республики Башкортостан
Государственное бюджетное учреждение
здравоохранения Республики Башкортостан
Детская поликлиника №5 города Уфа
450100, г. Уфа, ул. Маршала Жукова, д. 17
Тлф: (347) 230-16-00 Факс: (347) 241-25-99
  
Пациенту

Мифы о прививках

Откуда берутся мифы о прививках? Как и любые слухи и заблуждения, прививочные мифы возникают там, где имеется информационный вакуум. Отсутствие информации, и тем более достоверной информации, рождает разного рода домыслы, теории заговора, необоснованные страхи, бытовые рассуждения и антипрививочных активистов.
 
Не последнюю роль в возникновении мифов играет бездействие либо неадекватная работа тех, кто в силу своих обязанностей должен проводить разъяснительную и просветительскую работу. Врачей, начиная с уровня участкового педиатра, до организаторов здравоохранения самого высокого ранга. Неадекватность проявляется в различных формах: недооценка важности вопросов, интеллекта родителей, роли новых каналов информации (Интернет), неумение работать со средствами массовой информации, предоставление идеализированной, а то и просто не соответствующей реальности информации. И конечно, главную роль играет уровень и актуальность знаний самих "проводников" информации о прививках.
 

Подготовка детей к прививке

Перед прививкой

  • Перед первой прививкой АКДС-вакциной необходимо сделать общий анализ крови и мочи, а также получить разрешение невропатолога на вакцинацию.
  • При наличии у ребенка аллергических расстройств (диатез и др.) заранее обсудите с врачом схему профилактики обострения аллергии. Обычно она представляет собой прием антигистаминных препаратов (супрастин, фенистил) в течение 2 дней до прививки и 2 дней после.
  • Если вы это еще не сделали, купите детские жаропонижающие с парацетамолом. Лучше покупать свечи, поскольку ароматизаторы в сиропах сами способны вызвать побочные реакции. Купите анальгин.

В день прививки

  • Не вводите новый прикорм или новые виды пищи. Если ребенок находится на грудном вскармливании - не вводите в свой рацион новые продукты.
  • Не забудьте принять антигистаминные и другие препараты, которые назначил врач.
  • Убедитесь, что дома есть анальгин (особенно в случае АКДС-вакцин) и детские свечи с парацетамолом (эффералган, панадол). Не полагайтесь только на гомеопатические препараты - ими можно пользоваться, но при сильных реакциях на прививки они не помогут.
  • Если ребенок достаточно взрослый - никогда, даже в шутку не пугайте ребенка прививкой.
  • Если ребенок спросит про укол - будьте честны, скажите, что это может быть немного болезненным, но ведь это всего на несколько секунд.

Перед выходом из дома

  • Если у вас есть прививочный сертификат, в который вносятся сделанные прививки, возьмите его с собой.
  • Обязательно возьмите с собой любимую игрушку или пеленку ребенка.

В момент прививки

Перед самой прививкой

  • Убедитесь совместно с врачом, что у ребенка на момент прививки нет повышения температуры. Это является единственным универсальным противопоказанием к проведению прививки.
  • Поинтересуйтесь у врача от чего и какой именно вакциной сегодня будут прививать ребенка.
  • Не стесняйтесь задать вопросы врачу, если у вас есть какие-то сомнения относительно прививки.

В момент укола

  • Не волнуйтесь. Ваше волнение и беспокойство передаются ребенку. Будьте спокойны и уверены - и ребенок перенесет прививку гораздо легче.
  • Не переживайте из-за того, что вы все же волнуетесь, просто переведите ваше волнение в конструктивное русло.
  • Чтобы отвлечь ребенка (и себя) - общайтесь с ним, играйте, пойте песенки, разглядывайте предметы интерьера, играйте взятой из дома игрушкой.
  • Улыбайтесь и будьте ласковы к ребенку.
  • Во время укола ребенок должен быть у вас на руках - так ему и вам будет комфортнее.
  • Дайте ребенку выплакаться после укола. Не заставляйте ребенка "быть храбрым", не говорите, что плакать стыдно.
  • Если ребенок говорит, что ему больно - "выдуйте" боль. Сделайте глубокий вдох и медленно "выдувайте" боль. Повторите это упражнение несколько раз.

После прививки

В первые 30 минут после прививки

  • Не забудьте и стесняйтесь задать ваши вопросы врачу. Обязательно спросите о том, какие и когда реакции на прививку могут возникнуть и в каких случаях обращаться за медицинской помощью.
  • Не торопитесь покинуть поликлинику или медицинский центр. Посидите в течение 20-30 минут неподалеку от кабинета. Во-первых, это поможет успокоиться, во вторых - позволит быстро оказать помощь в случае возникновения немедленных аллергических реакций на прививку.
  • Если ребенок находится на грудном вскармливании - дайте ему грудь, это поможет ему успокоиться.
  • Если ребенок достаточно взрослый, порадуйте его каким-нибудь приятным сюрпризом, наградите его чем-нибудь, похвалите. Скажите ему, что все в порядке.

По возвращении домой после прививки

  • В случае прививки АКДС-вакциной: если врачом не было предписано иначе, дайте ребенку дозу (свечку или сироп) жаропонижающего. Это позволит избежать неприятных реакций, возникающих в первые часы после прививки.
  • Если у ребенка нет температуры - можно искупаться, как обычно. Наличие реакций в месте укола - не противопоказание к купанию и даже наоборот.

Первая ночь после прививки

  • Чаще всего, температурные реакции на инактивированные вакцины (АКДС и другие) возникают в первые сутки после прививки.
  • В случае АКДС-вакцин: профилактически, обязательно на ночь дайте ребенку жаропонижающее, даже если температура на данный момент нормальная. Держите под рукой анальгин.
  • При возникновении сильных температурных реакций (38,5оС и выше) дайте однократно ребенку одну четверть 0,5 г таблетки анальгина. У детей старше 2 лет дозу можно увеличить до одной трети такой же таблетки.
  • При температурных реакциях не пренебрегайте обтиранием ребенка теплой водой. Не используйте для обтираний водку - она раздражает и сушит детскую кожу.
  • Не забывайте о том, что суточная дозировка парацетамола не безгранична. При передозировке возможны тяжелые осложнения. Внимательно прочтите инструкцию к препарату, которым пользуетесь (панадол, эффералган, тайленол).
  • Ни в коем случае не пользуйтесь аспирином. Его применение у детей младшего возраста чревато тяжелыми осложнениями.

Первые два дня после прививки

(инактивированные вакцины - АКДС, АДС, гепатит В, ХИБ-вакцина, ИПВ)

  • Принимайте те препараты для профилактики аллергических расстройств, которые назначил врач.
  • Продолжайте принимать жаропонижающие согласно инструкции к препаратам, если температура остается повышенной.
  • АКДС-вакцины. Следите за температурой тела ребенка. Старайтесь, чтобы она не поднималась выше 38,5оС (под мышкой). У части детей на фоне повышения температуры возможно появление т.н. фебрильных судорог. Принимайте жаропонижающие, не дожидаясь подъема температуры.
  • С ребенком можно и нужно гулять, можно и нужно купать его. Исключение составляют случаи, когда у ребенка повышена температура вследствие или независимо от прививки.
  • Если была проведена проба Манту - при купании старайтесь, чтобы вода не попадала на место постановки пробы. Не забывайте, что пот это тоже жидкость, поэтому следите за тем, чтобы ручка ребенка не потела.
  • Не вводите новых продуктов в рацион ребенка (и свой, если ребенок находится на грудном вскармливании). Это можно будет сделать на 3-и сутки после прививки и позже.
  • В случае АКДС-, АДС-, гепатитных В и АДС-М-вакцин. При появлении сильных реакций в месте укола (припухлость, уплотнение, покраснение) сделайте согревающий компресс или просто периодически прикладывайте смоченную водой ткань. Если противовоспалительные средства еще не принимаются, начните их давать.

Через 5-12 дней после прививки

  • В случае прививки живыми вакцинами (капли полиомиелитной вакцины ОПВ, коревая, паротитная, краснушная) побочные реакции обычно возникают на 5-12 сутки после прививки.
  • Если возникла какая-либо реакция, но прививка была сделана не живой вакциной, то вакцинация с 99% вероятностью здесь ни при чем. Наиболее частой причиной температурных и некоторых других реакций у детей младшего возраста являются режущиеся зубки, у детей старшего возраста - простудные инфекции.

Подготовка к детскому саду

Зачем нужны прививки перед поступлением в садик?

Рано или поздно, мы сталкиваемся с необходимостью отдать ребенка в детский садик. И дело здесь не только в том, что маме хочется или нужно начать работать, но и в том, что ребенку пора начинать общаться с другими детьми, чтобы приобрести навыки взаимодействия с себе подобными.

Поступление в садик это не только первый выход ребенка в общество. Это еще и столкновение со всем многообразием микробов и вирусов, которые окружают человека. В этом смысле, поступление в садик, по сути, представляет собой боцманский способ обучения плаванию. Поскольку "Плавать" иммунная система учится не сразу, процесс обучения дает сбои, и ребенок начинает часто болеть.

Если не воспринимать прививки как нечто, нужное исключительно детсадовским медсестрам и зав.поликлиникой, то вакцины могут сослужить неплохую службу, заранее обучив иммунитет ребенка навыкам "плавания" в микромире.

Обязательные прививки, входящие в календари вакцинации стран СНГ, защищают от самых тяжелых и смертельных инфекций - туберкулеза, дифтерии, столбняка, коклюша и др., однако в силу разных причин в календарь пока не входят вакцины, которые бы облегчить жизнь ребенка при поступлении в садик.

Итак, какие из дополнительных прививок можно сделать с тем, чтобы лучше подготовить организм малыша к столкновению с самыми распространенными микробами?

 

Календарь дополнительных прививок при подготовке ребенка к садику

Возраст

Прививки

Примечания

За 2 мес.
(за 2 мес. до начала посещения садика)

Гемофильная инфекцияМенингококковая инфекция*

с возраста 18 мес., однократно. В условиях неблагоприятной эпидобстановки - с 6 мес., двукратно с интервалом в 3 мес.

За 1 мес.

Пневмококковая инфекция**

с 2 лет, однократно

Ежегодно, в сентябре-октябре

Грипп

 


Комментарии. Этот ориентировочный календарь составлен с учетом того, что вопрос о подготовке ребенка к садику встает незадолго до момента начала посещения, поэтому прививки должны быть сделаны в сжатые сроки. В то же время, данный календарь учитывает и то, что выработка иммунитета после прививок занимает некоторое время, а значит, некоторые прививки должны быть сделаны уже к моменту прихода в садик.

 

Описания инфекций и прививок против них

ХИБ-инфекция

Гемофильная палочка типа b (Haemophilus influenzae тип b, ХИБ) в силу особенностей развития иммунной системы ребенка представляет опасность для детей в возрасте до 5 лет. Является второй по значимости после менингококков причиной бактериальных менингитов у детей в возрасте до 5 лет, около 25% пневмоний (воспаление легких), до трети всех случаев ОРЗ, часть бронхитов, отитов и других заболеваний.

Основная опасность состоит в том, что носителями гемофильной палочки являются до 40% детей, посещающих детские садики. С учетом этого, а также способности микроба передаваться не только воздушно-капельным, но и контактным путем (со слюной, через игрушки), для детей, начинающих посещать детские садик, гемофильная палочка представляет особую опасность.

Как показало многократное снижение частоты ОРЗ и уровня носительства ХИБ в результате вакцинации в организованных детских коллективах, гемофильная инфекция, по сути, является основной причиной ОРЗ у детей, посещающих детские садики.

Прививка обладает практически 100% эффективностью и защищает ребенка на протяжении всего периода восприимчивости к ХИБ-инфекции, то есть до 5 лет.

Переносится прививка легко - побочные реакции имеют место не более, чем у 5-7% привитых и в основном выражены покраснением и небольшим уплотнением в месте введения вакцины. Температурные реакции не характерны и встречаются редко.

Прививку можно делать с возраста 3 месяцев, при этом полная схема вакцинации аналогична таковой для АКДС и состоит из 4-х прививок. Преимуществом полной вакцинации является возможность защитить ребенка на период максимального риска ХИБ-менингита - на возраст 6-12 мес. При возрасте ребенка свыше 12 месяцев показана всего одна прививка ХИБ-вакциной. Вакцинацию против ХИБ-инфекции можно сочетать с другими календарными (кроме БЦЖ) и некалендарными (кроме вакцины против бешенства) прививками.

Пневмококковая инфекция

Пневмококки - микробы, в норме населяющие верхние дыхательные пути человека, способны приводить к многообразным заболеваниям в случае ослабления защитных сил организма. Среди вызываемых пневмококками заболеваний наиболее частыми являются ОРЗ (до половины случаев), отит (воспаление среднего уха, половина случаев), бронхит (20%), пневмония (воспаление легких, до 75% случаев).

Организм поступающего в садик ребенка испытывает сильный стресс. "Знакомство" с новыми микроорганизмами, нервные переживания, простудные заболевания и др. Все это может послужить тем самым фактором снижения защитных барьеров организма и, таким образом, повышает риск пневмококковой инфекции.

Смысл прививки против пневмококковой инфекции при подготовке к садику заключается как в непосредственной защите от пневмококков, так и для усиления эффектов других прививок. В частности, прививки против ХИБ-инфекции в плане профилактики частых ОРЗ, а также отитов, пневмонии и бронхита, поскольку гемофильная палочка и пневмококки способны к совместным действиям против защитных систем организма. Помимо этого, прививка против пневмококковой инфекции 2-кратно усиливает итоговую эффективность вакцинации против гриппа за счет комбинированной профилактики, как самого гриппа, так и ОРВИ, и их бактериальных осложнений.

Однократная прививка, которую можно делать, начиная с 2 лет, защищает на срок около 5 лет, по прошествии которых, при необходимости прививку можно повторить. Побочные реакции минимальны, встречаются у 5-7% привитых, и в подавляющей массе выражены местными проявлениями - покраснением и уплотнением.

Прививка против пневмококковой инфекции может быть сделана в плановом порядке, то есть всем детям, однако в наибольшей степени она показана детям, у которых имеются хронические заболевания дыхательной, сердечно-сосудистой, эндокринной (сахарный диабет) и кроветворной систем организма.

Менингококковая инфекция


Менингит - воспаление мягкой оболочки мозга. Бытующее мнение о том, что причиной менингита является переохлаждение головы, ошибочно. Заболевание носит инфекционную, в основном бактериальную природу. Наиболее частыми причинами менингита у детей менингококковая и гемофильная (ХИБ) инфекции, ответственные в сумме за 90% всех случаев заболевания менингитом у детей.

В прошлом подъемы заболеваемости менингококковой инфекцией на территории бывшего СССР регистрировались раз в несколько десятилетий, однако в последнее время заболеваемость становится более постоянной, что вызвано перемешиванием населения из разных по эндемичности регионов за счет миграции. Все это переводит прививку против менингококковой инфекции из разряда "экзотических" в средство постоянной необходимости. Более того, в некоторых территориях России эта прививка стала обязательной при поступлении в детский садик.

В общем случае, с учетом текущей обстановке по менингококковой инфекции и ближайшей перспективы прививку по состоянию на середину 2004 г. можно рекомендовать всем детям, проживающим в городской зоне. Критерием в решении необходимости вакцинации в каждом конкретном случае может служить общая обстановка по менингококковой инфекции в городе, а также история заболеваемости в данном районе.

Нелишним будет упомянуть тот факт, что в некоторых западных странах (в частности, Великобритания) прививка против менингококковой инфекции группы С уже сейчас делается на плановой основе, всем детям и по мере появления вакцин нового типа (для детей от 2 мес.) прививки против менингококковой инфекции с высокой вероятностью войдут в календари плановых прививок всех развитых стран.

Все вакцины против менингококков являются инактивированными, они не содержат ни живых, ни цельных менингококков, то есть заболеть в результате прививки невозможно. В России наиболее распространены две вакцины - отечественного производства, защищающая от менингококков группы А и французская, против менингококков групп А и С ("Менинго А+С"). Прививка также делается однократно, и защищает на срок не менее 3 лет, по прошествии которых, при необходимости прививку можно повторить.

Немного об обязательных прививках

Корь-паротит-краснуха

Распространено мнение, что этими инфекциями ребенку лучше самостоятельно переболеть в детстве, нежели прививаться. Это нелогично с одной стороны и вредно с другой.

Вакцины против кори, паротита и краснухи являются живыми, то прививка, по сути, является маленькой инфекцией, вызванной живыми вакцинными вирусами, специально ослабленными для минимизации побочных эффектов. Выбирая натуральную инфекцию вместо вакцинной, родители подвергают ребенка неоправданно большему риску.

Натуральная корь, в частности, вызывает энцефалиты (воспаление головного мозга) с частотой до 1 на 1 тыс. случаев, причем в отличие от энцефалитов как осложнение прививки против кори, они протекают тяжелее и со значительно более высоким риском пожизненных осложнений вплоть до инвалидности. Нередки случаи бактериальных осложнений после массированной коревой сыпи, приводящих к различным последствиям - от угрожающих жизни до косметических (рубцы, пигментация).

Не будет лишним упомянуть, что известный своими осложнениями на мужскую половую систему паротит, является, в том числе, второй после кори причиной вирусных энцефалитов. И хотя краснушные энцефалиты гораздо более редки, не стоит забывать о том, что и краснуха, и корь, и паротит представляют угрозу не только для самого ребенка, но и для его родителей, которые, во-первых, с 30% вероятностью не имеют соответствующего иммунитета, а во-вторых, перенесут эти инфекции значительно тяжелее своих детей.

Также бытует мнение, что для минимизации побочных реакций прививки против кори-паротита и краснухи стоит делать раздельно. Ошибочность этого подхода заключается в том, что при раздельных прививках ребенок и сами родители подвергаются 3-кратному стрессу, в организм ребенка 3-кратно вводятся балластные вещества, иммунная система "приводится в движение" 3 раза вместо одного. Таким образом, однократная прививка комбинированной вакциной является более безопасным и во всех отношениях более удобным решением. К слову, в развитых странах комбинированные вакцины давно уже практически полностью вытеснили раздельные за исключением ситуаций, когда человек переболел частью из инфекций, от которых защищает комбинированная вакцина.

В России наиболее широко распространены две комбинированные вакцины - бельгийская "Приорикс" и американо-голландская MMR-II(2). В Украине и некоторых других странах СНГ доступна французская вакцина "Тримовакс". Все три препарата являются лучшими образцами данного класса вакцин, испытанными десятилетиями применения по всему миру.

Дифтерия, столбняк, коклюш, полиомиелит


Согласно календарю, прививки против этих инфекций должны быть сделаны к 2-летнему возрасту. Вместе с тем, нередки случаи, когда в силу разных причины сроки этих прививок переносятся, и при поступлении в садик может встать вопрос о наличии всех обязательных к данному возрасту прививок.

Вот, вкратце, некоторые тонкости, касающиеся прививок против этих инфекций.

Прививка против коклюша является одной из самых неприятных детских прививок, однако в то же время защищает она от одной из самых тяжелых детских инфекций, имеющую высокую частоту как краткосрочных (вплоть до угрожающих жизни), так и долгосрочных (частая простудная заболеваемость) последствий. Учитывая не уменьшающуюся актуальность этой инфекции, вряд ли стоит пренебрегать этой прививкой, тем более перед поступлением в детский коллектив. Помимо этого, риск побочных реакций можно существенно снизить их специальной профилактикой (см. статью по принципам применения АКДС-вакцин). Из технических тонкостей важно отметить то, что российская АКДС-вакцина применяется только до возраста 4 лет, ее французский аналог (АКДС+ИПВ) "Тетракок" может применяться до возраста 6 лет.

Нередки случаи, когда родители самостоятельно или по чьему-либо совету меняют АКДС вакцину на ее бескоклюшный вариант АДС-М (французский аналог - "Имовакс Д.Т.Адюльт") с уменьшенным содержанием дифтерийного и столбнячного компонентов.

Ошибка заключается в том, что вакцины подобного класса предназначены для иммунизации детей старше 6 лет и взрослых. У детей младшего возраста эти вакцины недостаточно эффективны. Другими словами, лучше не делать прививку вовсе, чем делать ее попусту, тем более, что это нарушает инструкции к вакцинам. Правильной альтернативой АКДС для детей в возрасте до 6 лет является вакцина АДС или ее французский аналог "Д.Т.Вакс".

Также нередкой является ситуация, когда при поступлении в садик детей, привитых инактивированной полиовакциной ("Имовакс Полио" или в составе вакцины "Тетракок") встает вопрос о 5-й прививке против полиомиелита. И хотя при осуществлении прививок ИПВ-вакцинами введение 5-й дозы не требуется, с точки зрения российского календаря, рассчитанного на применение живой вакцины ОПВ, до возраста 2 лет должно быть сделано 5 прививок. Оптимальным выходом из этого положения является согласие на "недостающую" прививку живой вакциной ОПВ, которую можно сделать, как только это потребуется. Это позволит сэкономить и не делать не очень нужную с точки зрения иммунитета пятую прививку ИПВ и заодно лишний раз укрепить иммунитет к полиовирусам со стороны кишечника.

Гепатит В

Вопреки общепринятому мнению, гепатит В передается не только при прямых контактах с кровью (переливание крови и другие медицинские манипуляции, наркомания) и половым путем. По мере нарастания эпидемического процесса все большее значение начинает приобретать "бытовой" путь передачи, когда вирус передается в мельчайших количествах крови через зараженные предметы обихода, игрушки, спортивный инвентарь и именно этот путь передачи вируса является актуальным для детей дошкольного возраста.

С учетом того, что число только выявленных носителей в отдельных российских регионах достигает нескольких процентов, прививка против гепатита В по сути является минимально необходимой для человека любого возраста.

Курс вакцинации состоит из трех прививок по схеме 0-1-6 мес. Вакцина является инактивированной, и благодаря особенностям технологии ее производства в ней даже теоретически не может содержаться ни живой, ни цельный вирус. Содержится в ней только один-единственный белок-антиген и усилитель иммунитета - поэтому прививка переносится исключительно легко и самая большая и распространенная проблема это покраснение и уплотнение в месте укола

Рекомендации специалистов по вакцинации детей перед поступлением в школу

    Ребенок должен быть защищен от инфекций, которые особенно актуальны в возрасте 5-7 лет и могут нанести значительный урон здоровью ребенка.

    К таковым относятся:

  • ветряная оспа
  • пневмококковая инфекция
  • грипп
  • гемофильная инфекция

Собираемся в школу

    Ребенок идет в школу, это праздник всей семьи – малыш становится взрослым и мы с энтузиазмом покупаем форму, рюкзак, тетради и пенал, цветы для первого учителя. Но праздник 1 сентября отшумел, а дальше начинается рабочая жизнь. Ребенок, который вчера еще только играл, а занятия могли быть в любой момент отменены, попадает в ситуацию ежедневного тяжелого труда, в который вовлечена и вся семья. Нужно каждый день идти в школу, заниматься весь день, а вечером сделать уроки, и так всю неделю, да и в выходные остается куча недоделанных заданий.

     Таким образом, наше любимое и ненаглядное дитя, и мы вместе с ним, в стрессе. Надо вспомнить, что под стрессом Ганс Селье (отец этого учения) понимал развитие адаптационного синдрома в ответ на сильные раздражители, а адаптация имеет не только психологическую и социальную составляющие, но и, в первую очередь, физиологическую. Физиологическая адаптация это способность организма компенсировать физические, психоэмоциональные нагрузки и противостоять тем инфекциям, с которыми неизбежно сталкивается ребенок в большом коллективе. Процесс физиологической адаптации ребенка к школе разделяют на несколько этапов. Первый -  напряжение практически всех систем. Эта "физиологическая буря" длится две-три недели. На первом этапе ни о какой экономии ресурсов организма говорить не приходится. Организм тратит все, что есть, иногда и "в долг берет". Второй - неустойчивое приспособление, "цена" снижается, буря начинает затихать. Третий этап - период относительно устойчивого приспособления. 

    

    Длительность физиологической адаптации различна у разных детей, в среднем от 3 до 6 мес., к сожалению, есть дети, которые не адаптируются к школе значительно дольше. Основным показателем физиологической адаптации ребенка является частота и тяжесть острых заболеваний и обострение тех хронических процессов, которые к этому времени у ребенка сформировались. Кроме того малыш попадает в огромный коллектив, это не только класс, это вся школа – переменки, столовая, гардероб, туалет, где сталкиваются и пересекаются сотни детей разного возраста. Длительность пребывания в помещении, коллективные игры, совместный отдых на внешкольных мероприятиях. Да и как бы школу не убирали, конечно, пыли и грязи не в пример больше, чем в детском саду. Вот и условия для реализации стресса в инфекционные заболевания. Поэтому очень многие родители жалуются – пошел в школу и начал непрерывно болеть. Особенно сложно приходится тем детям, которые воспитывались дома и не посещали детский сад, т.е. совсем практически не встречались с возбудителями инфекционных заболеваний, не тренировали иммунную систему. Скученность, близость контактов – все эти факторы способствуют высокой инфицированности детей различными микробами и поддерживают высокий уровень заболеваемости. Анализ состояния здоровья детей школьного возраста показал, что заболеваемость в этой группе за последнее десятилетие увеличился более чем в два раза.

 

    Самой частой инфекционной патологией являются острые респираторные заболевания (ОРЗ). Вне эпидемического подъема вирусных инфекций, более 50% острых респираторных заболеваний в организованных детских коллективах вызваны бактерией - пневмококком (Streptococcus pneumoniae). Проявления пневмококковой инфекции очень разнообразны – от обычного «желто-зеленого» насморка, кашля, ангины, отита (воспаления уха), бронхита, гайморита и других заболеваний пазух носа, воспаления аденоидов, до пневмонии, а в редких случаях даже менингита (воспаления мозговых оболочек). Наиболее подвержены пневмококковым инфекциям дети с хроническими заболеваниями носоглотки, дыхательных путей, почек и сердечно-сосудистой системы. От этой инфекции есть прививка, которую можно сделать по желанию родителей на коммерческой основе, а в некоторых регионах России, где регионы закупают пневмококковые вакцины, и в поликлинике.

    В период подъема заболеваний вирусными инфекциями наиболее грозным является грипп, который отличается от всех остальных ОРВИ тем, что никогда не начинается с кашля и насморка, его первые симптомы – высокая температура, головная боль, «ломота», сонливость или возбуждение, так как этот вирус поражает нервную систему. И только через 2-3 дня появляются кашель и насморк. Для тяжелого гриппа очень характерно присоединение уже упомянутого пневмококка и появления тяжелых пневмоний. Во всем мире описаны смертельные исходы от пневмококковых пневмоний у гриппозных больных. Поэтому во всем мире считают, что школьников необходимо вакцинировать от гриппа. Нужно понимать, что школа – коллектив, где инфекция распространяется, как пламя при пожаре, если дети в большинстве своем не защищены от инфекций, т.е. не привиты. Поэтому, в школе становятся особенно опасны инфекции с высокой заразностью, такие, как корь, краснуха, свинка (паротит), ветряная оспа. Но, если от первых трех дети в большинстве своем привиты планово до школы в 1 год и в 6 лет, то прививка от ветряной оспы не входит в календарь прививок и сделать ее можно только самостоятельно, за свой счет. Обычно ветряная оспа расценивается, как легкая инфекция, но, к сожалению, тяжесть этого заболевания увеличивается с возрастом, оно может осложняться пневмониями, поражениями глаз и поражением мозга – энцефалитом. Особенно тяжело болеют подростки, а в младшем возрасте - дети с аллергией в анамнезе и с проблемами иммунитета

 

    Есть еще одна инфекция, от которой целесообразно защитить своего ребенка идущего в школу – это болезнь «грязных рук» - гепатит А. Все дети имеют разные гигиенические навыки, в школе они впервые самостоятельно начинают пользоваться общественной столовой и общественными туалетами и это определяет повышение риска развития кишечных инфекций, к которым относится гепатит А.

Таким образом, собирая малыша в школу, покупая ему все необходимое, обдумывая давать ли с собой мобильный телефон, желательно вспомнить и о том, чтобы предохранить его от инфекций. А для этого продумать режим дня, высвободить время для прогулок, отдыха, регулярно и полноценно кормить ребенка. И обязательно проверить сделаны ли все необходимые возрастные прививки, ревакцинация в 6 лет против кори, свинки (эпидемического паротита), краснухи, в 7 лет против дифтерии и столбняка, провести реакцию Манту, чтобы удостоверится, что малыш защищен от туберкулеза, а также дополнительно защитить его пневмококковых инфекций, гепатита А, ветряной оспы, гриппа. Со временем, когда ребенок из младшей школы перейдет в среднюю и старшую возникнут новые заботы, и появятся другие проблемы, связанные с инфекциями, не забудьте тогда еще раз подумать о прививках и защитить от них уже подросшего человека.

 

    Пусть школа принесет радость и ребенку и всей семье, а уменьшение риска инфекций будет одним из условий для этого.

 

С.М. Харит, ФГУ НИИДИ ФМБА РОССИИ

 

Подготовка ребенка к школе с позиции профилактики инфекционных заболеваний

    В семье грядут большие перемены! Ваш малыш вырос и готовится подняться на новую общественную ступень, готовится к школе. Как для ребенка, так и для родителей это один из самых важных жизненных этапов. Постарайтесь уделить подготовке к школе необходимое время, сделайте все от вас зависящее!     

     

    Следует учесть, что комплексная подготовка детей к школе определяется не только обучением различным навыкам и умениям, которые помогают овладеть школьными предметами: чтение, письмо и счет. Она также включает в себя проведение различных мероприятий, обеспечивающих поддержание здоровья детей, профилактику заболеваний, что крайне важно в период адаптации к школьному распорядку и свалившимся на малыша нагрузкам. Во многом, успех обучения и благоприятная адаптация зависят от того, насколько регулярно ребенок посещает школу. К сожалению, дети, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, часто болеют. Поэтому частые заболевания выбивают первоклашку из привычного ритма школьной жизни, ему приходится догонять одноклассников. Ребенок, пропустивший занятия даже в том случае, если он прилежный ученик, может потерять веру в свои силы. Поэтому, исключительно большое значение для обеспечения готовности ребенка к школе имеет состояние его здоровья.

 

     Особенно сложно в младших классах придется тем детям, которые воспитывались дома и не посещали детский сад, в т.ч. с той позиции, что они не встречались должным образом с возбудителями инфекционных заболеваний, не тренировали иммунную систему. Они впервые попадают в коллектив, где сталкиваются с носителями болезнетворных микроорганизмов и каждый из них является источником заболеваний для других. Скученность, близость контактов и длительность пребывания в помещении, коллективные игры, совместный отдых на внешкольных мероприятиях – все эти факторы способствуют высокой инфицированности детей различными микробами и поддерживают высокий уровень заболеваемости. Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что уровень заболеваемости в этой группе за последнее десятилетие увеличился более чем в два раза [Онищенко Г.Г., 2007]. Самой частой инфекционной патологией у детей являются острые респираторные заболевания (ОРЗ). Особенно высока заболеваемость во вновь сформированных коллективах. В течение первых 2—3 мес. до 80% детей переносят инфекции верхних дыхательных путей. По данным многочисленных исследований более 50% острых респираторных заболеваний в организованных детских коллективах вызваны таким патогенным микроорганизмом как пневмококк (Streptococcus pneumoniae). У детей с ослабленным иммунитетом пневмококковая инфекция часто осложняется пневмонией. Установлено, что более 80% внебольничных воспалений легких среди детей от полугода до шестилетнего возраста вызваны пневмококками. Вывод – необходима вакцинация.

 

    Пневмококковая инфекция характеризуетсязаболеваниями ушей (отиты), легких (пневмонии), других органов, заражением крови (сепсис), поражает мозговые оболочки (менингит).  Иммунизация рекомендуется: детям, посещающим детские сады и готовящимся к школе, детям первых лет жизни. Кроме того, воспитанникам учреждений постоянного пребывания; детям и взрослым с хроническими заболеваниями легких, сахарным диабетом, людям с удаленной селезенкой, при онкологических заболеваниях, хронической почечной патологии, ВИЧ инфекции. Вакцинация показана часто болеющим, детям с увеличением аденоидов, с бронхолегочной патологией, с повторными заболеваниями ЛОР-органов, инфицированным туберкулезом. В России применяют две пневмококковые вакцины. Вакцина Пневмо 23 (Санофи Пастер, Франция) - полисахаридная, содержит 23 типа пневмококка, применяется с возраста 24 мес. - однократно, детям и взрослым с нарушениями системы иммунитета показано повторное введение через 3-5 лет. Вакцина Превенар – 7-валентная конъюгированная вакцина (Пфайзер, США), вводится младенцам начиная с возраста 2 месяцев по соответствующей схеме.

 

     Кроме этого, перед поступлением в школу мы можете дополнительно к обычным прививкам против дифтерии, столбняка, кори, краснухи и паротита защитить своего ребенка от таких инфекционных заболеваний, как ветряная оспа, гепатит А, к летнему сезону против клещевого энцефалита (тяжелое часто инвалидизирующее заболевание), а более взрослых девочек- от вируса паппиломы человека, вызывающего рак шейки матки. Ежегодно всем детям рекомендуется вакцинация против гриппа.

Ребенок должен быть защищен от всего, от чего может быть защищен (ВОЗ).

Общая информация

Путешествие – это всегда довольно хлопотное и отчасти рискованное предприятие. Несть числа тем маленьким и большим неприятностям, которые подстерегают туриста в дороге. Ошибки в билетах, забытые вещи, уличные воришки, разница курсов валют, разница культур, разница в напряжении в розетках, разница цен, непредвиденные расходы … Для того, чтобы успешно пройти эту "полосу препятствий" человек должен быть по крайней мере здоров и уж наверняка не заболеть во время самого путешествия, чтобы не оказаться беспомощным на "чужой территории". А этому есть множество предпосылок, ведь не у всех найдутся лишние деньги на дорогие (вызывающие 100% доверие в санитарном смысле) рестораны, мало кто может пройти мимо пышущего национальным колоритом местного рынка, а в жару ведь так и хочется выпить прохладительного напитка любой ценой. А разве можно устоять перед купанием в жаркую погоду в какой-нибудь дивной реке в живописном и желательно малообитаемом месте? Прогулка по городу, прогулка по лесу, а уж тем более джунглям, неужели можно отказаться от того, ради чего собственно человек и проделал такой длинный путь? …

Лучший способ остаться здоровым и не "подхватить" какую-нибудь местную инфекцию – это прививка. Будучи уверенным в том, что никакой микроб или вирус не захватит его врасплох, путешественник может с полной отдачей наслаждаться полноценным отдыхом, ради которого он так много работал. 

 

Данные о распространенности заболеваний являются частью руководства ВОЗ по профилактике инфекционных заболеваний у путешественников

 

    Рулева А.А., м.н.с. отдела профилактики инфекционных заболеваний ФГУ «НИИ детских инфекций ФМБА России»

 

Противопоказания

Отношение к противопоказаниям к вакцинации постоянно меняется – поводов для "отводов" становится все меньше, перечень заболеваний, освобождающих от прививок становится все короче. И то, что раньше было противопоказанием, например хронические заболевания, теперь наоборот является показанием к вакцинации.
 

Почему перечень противопоказаний постоянно уменьшается?

  • У детей и взрослых с хроническими заболеваниями инфекции, от которых защищают вакцины. протекают значительно тяжелее и приводят к большему числу осложнений. В качестве примера можно привести более тяжелое течение кори у больных с расстройствами питания, инфицированных туберкулезом и ВИЧ, коклюша у недоношенных детей, краснухи у больных с сахарным диабетом, гриппа у больных с бронхиальной астмой, пневмококковой инфекции у больных с заболеваниями крови, вирусных гепатитов у больных с заболеваниями печени, ветряной оспы у больных с лейкозом. Ограждать таких детей от прививок попросту нелогично.
  • Современная вакцинология не стоит на месте – совершенствуется технология производства, очистки вакцин, уменьшается концентрация балластных веществ в пользу необходимых компонентов. В качестве примера можно привести вакцину Ваксигрип – в 1997 году была изменена технология очистки вакцины, за счет чего удалось добиться снижения концентрации балластного яичного белка до неопределяемых величин. Аллергия к белку куриных яиц, таким образом, из абсолютных противопоказаний к прививке против гриппа постепенно переходит в разряд относительных.
  • Практика показывает нормальное течение поствакцинального периода у больных с хроническими заболеваниями. Опыт проведения массовых прививок в рамках Расширенной Программы иммунизации ВОЗ в африканских странах с соотношением «абсолютно здоровых» и «больных» равным 1:1 показали, что прививки современными вакцинами не увеличивают риска ухудшения течения фоновых заболеваний.

 

Все противопоказания делятся на

  • Истинные – настоящие противопоказания, перечисленные в инструкции к вакцинам и в руководящих документах (приказы и международные рекомендации). Как правило, вызваны определенными компонентами вакцин. Например – коклюшный компонент АКДС и прогрессирующие неврологические заболевания.
  • Ложные – противопоказания, которые таковыми не являются. Как правило, их авторство принадлежит врачам и пациентам, которые «оберегают» от прививок на основании общечеловеческих и общенаучных соображений – «он такой маленький», «он такой болезненный», «раз болеет, значит снижен иммунитет», «раз в семье были реакции, значит и у всех членов семьи реакции будут». С другой стороны, это противопоказания, которые сложились в силу традиций – например, перинатальная энцефалопатия.
  • Абсолютные – противопоказания, имеющие абсолютную силу. При наличии такого рода противопоказаний – данная прививка не проводится ни при каких условиях.
  • Относительные – это истинные противопоказания, окончательное решение по которым принимается врачом на основе других факторов – близость эпидемии, степень вероятности контакта с источником инфекции, вероятность того, что пациент сможет быть привит в следующий раз и т.п. В качестве примера можно привести аллергию на белок куриных яиц, которая является противопоказанием к прививкам против гриппа. В ситуации, когда риск осложнений и смерти вследствие гриппа у данного больного превышает риск аллергии на компоненты вакцины, за рубежом последним противопоказанием пренебрегают и делают прививку, проводя специальную профилактику аллергии.
  • Временные – противопоказание есть в данный момент, однако по прошествии времени оно может быть снято. Например – ОРВИ, во время которых прививать не рекомендуется, однако после выздоровления прививки не противопоказаны.
  • Постоянные – противопоказания, которые с течением времени сняты не будут. Например, первичный иммунодефицит, вызванный глубоким дефектом иммунной системы.
  • Общие – общие для всех прививок противопоказания. На практике к общим противопоказаниям относят наличие остро текущей инфекции сопровождающейся повышением температуры, обострения хронического заболевания или острое заболевание.
  • Частные – противопоказания, которые относятся только к данной прививке или конкретной вакцине, но не относятся ко всем остальным. Например, беременность, которая является противопоказанием к прививкам живыми вакцинами (краснуха, желтая лихорадка), но не инактивированными (грипп, гепатит В).
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Башкортостан Детская поликлиника №5  города Уфа
Карта сайта | Контакты | Запись на прием

Разработка сайта
"КомМета"